Sunday, October 25, 2020
   
Text Size

"Введение в образовательную программу"

Открытый урок педагога дополнительного образования Гергель И.Н.

Вы можете загрузить этот файл в формате PDF.

Цели:

- Познакомить обучающихся с историей театра кукол

- Дать представление о широких творческих возможностях кукольного    театра

- Дать возможность попробовать себя в искусстве театра кукол

Обучающие:

- Дать представление о работе с перчаточными куклами

- Дать представление о работе с марионетками

- Дать представление о работе теневого театра

Развивающие:

- Пробудить у обучающихся интерес к кукольному театру

- Раскрыть творческие способности обучающихся

- Развитие тонкой моторики пальцев, гибкости выразительности рук

Воспитательные:

- Формирование у обучающихся эстетического вкуса

- Формирование навыка репетиционной работы

- Формирование навыка коллективной работы

Наглядные пособия:

- три вида ширм для работы печаточных, теневых кукол, марионеток                                  

- осветительные приборы для ширм

- куклы разнообразных систем: планшетные, тростевые, перчаточные, марионетки

- компьютер, слайды с разнообразными системами кукол и разнообразными видами кукольных театров

- магнитофон и диски с музыкальным оформлением урока

- книги и фотографии о кукольном театре

Материалы для обучающихся:

- перчаточные куклы: мальчик, девочка, птичка

- марионетки: дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка

- фигуры для теневого театра: звездочки, месяц.

- планшетные куклы: лисенок, зайчонок, медвежонок. 

 План занятия

Организационный момент. Знакомство с обучающимися.

Теоретическая часть: беседа о разных системах кукол в истории кукольного театра, о разных видах кукольного театра в разных странах. Что надо уметь актеру кукольнику?

Практическая часть: гимнастика для рук, этюды с руками из жизни природы. Постановка мини - спектаклей с планшетными куклами, марионетками и с силуэтами в теневом театре.

Демонстрация выполненных работ.

Подведение итогов занятий. Зачем нужен театр кукол7 

Ход урока

Организационный момент. Знакомство с обучающимися.

Добрый день, дорогие ребята. Скажите, пожалуйста, а вы бывали в театре кукол? Как по-вашему, кто такие волшебники? Что они умеют делать и чем отличаются от обычных людей? Они умеют творить волшебство. Правильно. А что такое волшебство? Оживить неживое. Посмотрите, сколько вокруг кукол. Они очень красивые, но они не живые. А вот стоит вам взять их в руки, отдать им немножко своих души и сердца и они сразу оживут. И будут радовать не только вас, но и всех, кто придет посмотреть на ваше выступление.  Давайте поближе познакомимся с этим увлекательным миром.

Теоретическая часть. Беседа о разных системах кукол в истории кукольного театра.

Посмотрите, пожалуйста, на кукол которые висят перед вами. Что в них общего и в чем они отличаются друг от друга? Правильно, одни на ниточках, другие с тростями и еще много разных. Существуют два основных вида кукол: куклы -  которых актер держит над собой, куклы – которых актер держит ниже себя и водит их по полу.

К верховым куклам относятся куклы, которых актер надевает на руку как…? Правильно, как перчатку, и называются они перчаточными. Среди них есть очень интересное семейство. Посмотрите на него. Вот этого вы, конечно, очень хорошо знаете. Правильно, Петрушка. У него есть много братьев. В Италии это Пульчинелла, в Англии – Панч, во Франции – Полишинель. Они даже все чем то похожи друг на друга. И сегодня они выглядят так же, как 200 или 300 лет назад и играют те же самые представления, как в те далекие годы. Представляете в наши дни на улицах Лондона выступают Панчмены – это актеры, играющие с Панчем, а во Франции с Полишинелем. Зрители и сегодня любят народных героев и с удовольствием смотрят их выступления.

Давайте проверим наши руки, а смогут они одеть на руку перчаточную куклу? (делаем упражнение «Трехпальцевая простая позиция рук»).

К верховым куклам относятся тростевые куклы. Вот посмотрите – эти красивые куклы с острова Ява. В одной руке актер держит гапит, на котором держится кукла, а в другой трости, которые управляют руками. Вот на этой ширме обычно выступают тростевые и перчаточные куклы.

Сейчас мы с вами познакомимся с марионетками. Что это за куклы? Правильно, те которые управляются нитями. До наших дней в Бельгии и на острове Сицилия есть кукольные театры, которые разыгрывают героические сцены из жизни рыцарей. Посмотрите, какие это красивые куклы. Вот это куклы театра Тоона VI. Эти куклы в половину человеческого роста и управляются при помощи железных прутьев один из которых крепится к голове, а другой к правой руке куклы.  Давайте с вами посчитаем, сколько нужно ниточек марионетке, чтобы мы могли ею управлять? Вот перед нами марионетка. Должна вам сказать, что самая главная нить идет у куклы от головы и называется золотой. Это получается 1 нить, дальше кукла должна ходить, сколько нитей? Правильно – 2. Это уже 3. Дальше нити для рук. Правильно, еще 2 . Это уже 5 нитей. А если нам с вами надо чтобы кукла наклонилась вниз, нам нужна ниточка идущая к спине, правильно? Сколько это уже получилось? Правильно, 6. Представляете себе, что у кукол бывает до 20 нитей. Марионеток очень много разных, вот посмотрите на фотографии. А вот ширма, за которой обычно выступают актеры с марионетками.

Последний раздел кукол – это куклы планшетные. Планшет – это покрытие сцены, по которому ходят куклы. Оно может быть на полу и это будут большие куклы, а может быть на столе и это будут средние или совсем маленькие куклы. Среди этих кукол есть очень интересные куклы для теневого театра. Посмотрите какие они красивые. Они делаются из толстой буйволовой кожи, которая долго обрабатывается и превращается в прозрачную, прочную. Из нее мастер вырезает очень сложные и ажурные куклы и даже иногда раскрашивает, и тени получаются цветные. Актер прислоняет из к ткани экрана и зрители видят тени. Для спектакля обычно вырезается 150 фигур кукол, но есть спектакли, в которых действуют до 600 кукол.

Мы с вами узнали  о разных системах кукол. Скажите, пожалуйста, а что должен уметь человек, чтобы хорошо работать с куклой. Как вы думаете? Правильно, он должен хорошо уметь говорить, у него должны быть очень сильные, выносливые и гибкие руки. Он должен хорошо уметь двигаться, иначе он за ширмой не только уронит все декорации, но и перетопчет всем ноги. Он должен уметь и петь и танцевать. Давайте, попробуем, а что могут ваши руки? Могут ли они быть руками волшебника и оживить куклу?

Практическая часть.

Выполняем комплекс упражнений для рук «Художник» под музыкальное сопровождение. Учащиеся рисуют небо, зажигают звезды, собирают их, создают облака, изображают восход солнца, растущую траву и распускающиеся цветы, появляются птицы.

Переходим к следующему этапу нашего знакомства с миром театра кукол. Мы узнали какие существуют основные системы кукол, мы с вами узнали основные системы ширм для эти кукол. Давайте попробуем и выпустим наших кукол на ширмы к которым они привыкли. Здесь у нас марионетки. Назовите этих героев. Правильно: Дед, Бабка, Внучка, Жучка. Кошка и Мышка. Какая это сказка ребята? Правильно, «Репка». Вот она тоже здесь есть. Давайте с вами попробуем разыграть эту пьесу с того момента, когда репка уже выросла. Кто желает? Берем кукол, Проходим за ширму. Обратите внимание, где ходят актеры, а где ходят куклы. У вас есть несколько минут для репетиции.

Эта ширма у нас предназначена для теневого театра, есть три фигуры: две звезды и месяц. Предлагаю разыграть сцену из жизни звезд. Есть желающие? Прошу сюда. На ночном небе появляется одна звезда, затем другая, они танцуют. Репетируйте.

Последняя ширма предназначена для перчаточных или планшетных кукол. Вы, ребята, можете выбирать кукол той системы, с которой вам хочется попробовать поработать. Придумайте небольшой сюжет и репетируйте.

Демонстрация выполненных работ.

Ребята репетируют несколько минут с помощью педагога. Затем  все садятся в зал и по очереди показывают свои отрывки на сцене.

Подведение итогов.

Мы с вами сегодня познакомились с театром кукол. Мы с вами попробовали себя в роли актеров театра кукол. Трудно было? Да! Помните, в начале занятия мы говорили о том, какими знаниями и умениями должен обладать кукольник, чтобы выступать перед зрителями? Вы согласны с этим? Мы с вами еще не говорили о тои, что всех этих кукол надо сделать. Куклы, которыми вы сегодня играли, сделаны такими же ребятами как вы или с их помощью. Как много мы должны знать и уметь! Значит самое основное качество, которое нам необходимо это трудолюбие!

И еще один вопрос. Как вы думаете -  зачем нужен театр кукол? Вот здесь лисички, белочки, зайчики и другие куклы они нам все близки, понятны и знакомы. О чем они говорят нам со сцены. Правильно. Об очень серьезных вещах. О дружбе, о честности, взаимопомощи, о добре и зле. Именно потому, что мы с вами так думаем, мы должны обязательно об этом говорить другим.

Всего вам хорошего, до свиданья!