Wednesday, November 20, 2019
   
Text Size

Спектакль: от концепции до воплощения

Дата проведения:

1 занятие - 31 октября 2014 года

2 занятие - 28 ноября 2014 года

3 занятие - 30 января 2015 года

4 занятие - 17 апреля 2015 года

Место проведения: Московский государственный музей "Дом Бурганова"

1 занятие: Концепция спектакля

- вводная часть

- границы концепции

- адаптация концепции

- составляющие концепции

- методические разработки

2 занятие: Материал спектакля

- проектирование модели

- художественные и пластические возможности материалов спектакля

- методические разработки

3 занятие: Модель спектакля

- обсуждение эскизов

- создание масштабной модели

- методические разработки

4 занятие: Воплощение спектакля

- презентация проектов

- методические разработки

- подведение итогов.

Кураторы проекта:

Бурганова Мария Александровна - зам. директора по науке МГМ «Дом Бурганова»

Гергель Ирина Николаевна - художественный руководитель детского театра кукол «Волшебники»

Педагоги выбрали сценарии к своим будущим постановкам, и вся последующая работа велась по уточнению, определению концепции этих планов. Педагоги проделали работу, которую, как правило продумывают (иногда, не до конца, частично, тем самым пропуская важные элементы своей будущей работы), выполняют, перед тем, как заниматься с детьми. Составление такого проекта было разделено на этапы. Педагоги должны были определить для себя все элементы будущей постановки:

- название постановки (спектакль или концертный номер)

- какие воспитательные цели преследует педагог в данной работе

- для зрителя какого возраста и в каких условиях будет играться спектакль: закрытое помещение, сцена, открытая площадка, улица или площадь

- учащиеся какого возраста и в каком количестве будут заняты в постановке

- какие системы кукол будут заняты в спектакле и как это соответствует  возрастным особенностям будущих исполнителей

- какая система ширмы и вид декораций должны быть использованы

- какие материальные ресурсы должны быть использованы в постановке

- какие методические разработки должны быть использованы во время работы с детьми и изготовления кукол и декораций

- техника безопасности, необходимая для выполнения данных работ.

Тема «Материал спектакля». В водной части педагоги говорили о планируемых постановках. Далее обсуждение перешло к процессу проектирования – описания среды будущего спектакля или концертного номера, и включал в себя следующие вопросы:

- на какой сцене будет играться спектакль

- что будет представлять из себя ширма и декорации, из каких элементов они будут состоять

- из каких материалов будут изготавливаться куклы, декорации и бутафория спектакля

- описание габаритов будущих декораций, ширмы и кукол

- описание вспомогательного реквизита, необходимого для спектакля или концертного номера

- предполагаемый свет

- предполагаемый звук.

Тема: «Модель спектакля». Обсуждались художественные и пластические возможности спектакля:

- какие материалы и почему используются в работе над спектаклем, в чем их особенность и выразительность в данном зрительном образе спектакля.

Обсуждались методические разработки, необходимые к изучению и использованию (как вариант, написанию, по результатам работы над спектаклем), где указываются возрастные группы будущих актеров, сроки работы, техники и технологии исполнения ширмы, декорации и кукол.

Последний пункт обсуждения – это необходимая техника безопасности во время работ по изготовлению ширмы, кукол и декораций. Организационные вопросы, необходимые решить во время  выполнения данных работ.

Тема: «Воплощение спектакля». Она началась с составления масштабной проекции сцены будущего спектакля. В построенной схеме координат основным эталоном будущих пропорций поставили куклу, и в соотношении с ней, выстраивали все будущие элементы декораций спектакля.

Обсудили уровень и углы зрительной зоны сцены по отношению к зрительному залу. Построили три ряда декораций и определили их уровень по отношению друг к другу (каждый следующий выше предыдущего от зрителя к заднику).

Разработали метод расчета будущих декораций и кукол в макете спектакля, а затем, в изготовлении действующих в спектакле в натуральную величину. Учли возможные ошибки при исполнении этих работ.

Составили перечень необходимых материалов для изготовления кукол и декораций, и смету будущих расходов. Обсудили наиболее приемлемые варианты изготовления декорации, ширмы и кукол (материалы, методы изготовления).  

В результате занятия педагоги получили макет будущего спектакля, выполненный самостоятельно, с приложением списка необходимых материалов, перечнем работ и стоимостью.

В заключении занятия педагогам рассказали о ежегодных выставках и конкурсах макетов спектаклей, проводимых в рамках фестиваля «Золотая маска», где можно увидеть разнообразные способы решения сценического пространства и интересные решения в изображении традиционных элементов спектаклей.

Занятия проводили:

- действительный член Российской Академии Художеств, доктор искусствоведения, профессор промышленно – художественной академии им. С.Г. Строганова Мария Александровна Бурганова

- преподаватель  промышленно – художественной академии им. С.Г. Строганова Михаил Михайлович Грачев.