Wednesday, November 20, 2019
   
Text Size

Актерское мастерство в театре кукол. Театр кукол "Чемодан - дуэт "КВАМ"

Дата проведения: 05 ноября 2014 года

Место проведения: Москва, Центральный Дом работников искусств

Программа семинара:

Раздел 1

«Знакомство с театром кукол  «Чемодан – дуэт «КВАМ» из Санкт – Петербурга»

- Представление актеров театра:

Заслуженного артиста России, заслуженного деятеля искусств Бурятии, дважды лауреата высшей театральной премии Санкт-Петербурга  «Золотой софит» - Андрея Князькова

лауреата молодежной премии Санкт-Петербурга  - Алексея Мельника

- рассказ о творчестве театра

Раздел 2

«Пластика рук в театре кукол»

- создание образов в исполнении рук актеров

- концертные номера в исполнении рук актеров

- взаимодействие актеров в театре кукол

Раздел 3

«Работа с куклой»

- различные системы кукол и способы их управления

- взаимодействие актера и куклы

- общение куклы со зрителем и актером

Раздел 4

Вопросы и ответы.

 

Семинар проходил в Центральном доме работников искусств. Проводили семинар актеры театра «Чемодан – дуэт «КВАМ» из Санкт-Петербурга.

 

Андрей и Алексей играют в Большом театре кукол и в театре марионеток. Кроме этого создают свои концертные программы и успешно выступают с ними не только в России, но и за рубежом. Андрей является создателем и руководителем «Театра рук» в Санкт-Петербурге.

 

Актеры начали свой рассказ со знакомства с участниками семинара и с определения основных направлений образования актера кукольника.

 

Первый рассказ был посвящен работе с руками. На сцену пригласили желающих показать какие-либо образы, созданные руками. Зал с большим воодушевлением отгадывал показы. Обсуждение и показ был проиллюстрирован концертным номером «Рождение вселенной», созданным принципу «Балет рук», то есть, образы и герои, созданные из рук одного или нескольких актеров.

 

Второй раздел беседы был посвящен работе с предметом. Что может служит образом будущей куклы? Из каких предметов можно создать куклу? Актеры рассказали всем, опираясь на свой опыт, что куклу можно создать из чего угодно. Иллюстрацией послужил чемодан, являющийся атрибутом всех выступлений театра и входящий в его название. Также актеры продемонстрировали номер, создав куклу из обычной кастрюли, шапки ушанки и тельняшки. Всевозможные вариации работы этой куклы были разнообразны и очень зажигательны.

 

Далее беседа затрагивала основные направления в создании концертного номера: на чем строится сюжет, необходимость конфликта, развития или поступательного движения трюков, эмоционального поведения куклы. Разговор шел о специфике концертного номера, малых временных рамках, очень быстром развитии сюжета. Все рассказы подтверждались концертными номерами из репертуара театра.

 

Искусство актеров владения куклой восхищает. Актеры показывают театр рук, создают кукол на глазах у зрителей. Любой предмет в их руках превращается в действующее лицо представления, как волшебный чемодан, символ театра. Куклы оживают, общаются со зрителями и с актерами, поют, танцуют, действуют.

 

Андрей Князьков рассказал о том, как создавался театр, почему было выбрано именно это направление по созданию кукол и концертных номеров.  Рассказ о современном театре кукол и об искусстве актера Андрей и Алексей иллюстрировали своими концертными номерами. Мастерство актера кукольника начинается с развития пластики рукbи эта тема широко и разнопланово представлена в концертной программе театра. Руки создают образы животных, людей или просто заразительного энергичного танца. И сразу возник вопрос в обсуждении со слушателями: Что такое образ? И как он создается в театре кукол?

 

Как можно создать куклу не только из рук, но и из бытовых предметов,  актеры доказали в кукле, собранной из обычной кастрюльки, шапки и тельняшки. Творческая фантазия и прекрасное воображение актеров смогли создать интересный образ и пластику своеобразной куклы, ноги которой –  ноги, стоящих рядом актеров. Все видят, как управляют куклой и в то же время не верят, что кукла может так двигаться!

 

Обсуждая работу над концертным номером, актеры говорили о принципах создания, о специфике драматургии, различных подходах к поиску идеи и сюжетной линии. Затронули тему музыкального материала в концертных номерах. Тема сложная и редко обсуждаемая. Андрей Князьков высказал свои замечания и перечислил часто допускаемые ошибки.

 

Алексей говорил о секретах работы с куклой, в чем основные ошибки актера, работающего в открытом плане. Эти слова подтвердил Андрей, продемонстрировав виртуозную работу с перчаточной куклой Петрушкой. Каждое движение и жест были отобраны и отточены до совершенства, эмоциональны и выразительны, не было ничего лишнего.   

 

Наблюдая работу Андрея и Алексея на сцене, все сказанное ими кажется очень простым, ясным, понятным, а сделанное - виртуозным. И это основная черта мастерства и профессионализма этих актеров.  

Потрясает фантазия в придумывании новых сюжетов, концертных номеров. Программа концерта называется «Как из ничего сделать все», и эти слова подтверждаются в каждом их выступлении.