Wednesday, November 20, 2019
   
Text Size

Кукла в стилевом решении спектакля

Дата проведения:

1 цикл занятий - 30 ноября - 1 декабря 2012 года

2 цикл занятий - 25 - 26 января 2013 года

Место проведения: Московский государственный музей "Дом Бурганова"

Программа семинара  на ноябрь

Раздел 1: Изготовление кукол для спектакля «Репка»

- выбор системы кукол

- выбор стилевого решения

Раздел 2: Изготовление эскизов кукол

- рисунки основных геометрических форм на месте будущей головы, туловища, рук, ног куклы (круг, овал, квадрат и т. д.)

- доведение геометрических форм до необходимых форм частей куклы

- прорисовка лица, одежды и других деталей куклы

Раздел 3:  Изготовление технических чертежей

- перенос форм деталей куклы в лекала

- определение мест крепления частей куклы

Семинар вела профессор промышленно-художественной академии им. С.Г. Строганова, доктор искусствоведения Мария Александровна Бурганова

План семинара на декабрь

Раздел 1:Изготовление форм голов из пеноплекса

- подготовка пеноплекса к работе

- вырезка формы деталей куклы в анфас

- вырезка формы деталей куклы в профиль

- обработка поверхности форм деталей куклы

- изготовление элементов креплений

Раздел 2: Оклеивание форм папье-маше

- приготовление клея и бумаги

- оклейка папье-маше

План семинара на январь                                            

Раздел 1: Подготовка формы головы под окраску

- ошкуривание формы головы

Раздел 2: Изготовление из бумажной массы деталей лица: глаз, рта, тушей, подбородка и т.д. 

- изготовление бумажной массы

- лепка деталей лица

- приклеивание деталей на лицо куклы

Раздел 3:Шпаклевка, грунтовка и покраска формы головы

- ошкуривание лица

- приготовление шпаклевки или грунтовки

- шпаклевка, грунтовка лица куклы

Покраска деталей лица

- подготовка краски для тона лица

- покраска лица куклы

- покраска глаз, рта, щек и др. элементов лица куклы

Раздел 4: Изготовление париков

- виды париков для кукол

- материалы для изготовления париков

- изготовление париков

Раздел 5: Заключительная отделка головы куклы

- приклеивание парика и других деталей головы будущей куклы

Занятия в Московском музее «Дом Бурганова» продолжают тему семинаров в ГАЦТК имени Сергея Образцова по сценографии кукольного театра и  посвящены теме изготовления кукол. Но кукла рассматривается как часть стилевого решения спектакля. Тема сложная, учитывая, что в основном педагоги – руководители детских кукольных театров не имеют профессионального образования. Но, тем не менее, результат первой части семинара вселил надежду, что наши педагоги могут решать такие сложные вопросы.

Семинар вела профессор промышленно-художественной академии им. С.Г. Строганова, доктор искусствоведения Мария Александровна Бурганова. Встреча началась с беседы об этапах поиска решения любого художественного образа. Лист ватмана – наш  клоузор (термин, используемый в промышленном дизайне для создания эскизов будущих машин или других предметов техники), где мы пишем, какой спектакль мы хотим поставить, какие действующие лица будут, какому зрителю он адресован, о чем этот спектакль. То есть информация, необходимая для нас во время работы по созданию замысла будущего спектакля или концертного номера. Далее мы ищем какую - то геометрическую форму, отражающую суть нашего действия и которая послужит единым составляющим любого образа или действующего лица. Так, например, в сказке «Репка» - это форма репки, во всевозможных вариациях повторяющаяся в форме головы каждого персонажа.

Это очень увлекательное действие – будить свою фантазию, искать решение. Это получается легко, когда рядом Мария Александровна, помогающая каждому интересной идеей, рассуждениями о будущих героях, уточняющими характеры и место действия, несколькими штрихами карандаша, когда наши неумелые каракули вдруг превращаются в интересные рисунки. Уроки Марии Александровны по рисованию очень увлекательны. Она рассказывает очень понятно и просто, все сразу начинают рисовать. Главное соблюдать последовательность этапов и не бояться и все получается.

Внизу нашего клоузора мы должны били выбрать и прорисовать одного героя, а затем выполнить его в аппликации из ткани, «офактурить». Эскиз, получивший объем, выглядел замечательно и очень значительно.   

Следующий этап нашей работы – это изготовление формы будущей головы куклы из глины. Первый  раз многие из нас пользовались станком для лепки, работали с глиной и поэтому все казалось трудным. Чем отличается глина от пластилина и в каких случаях, что лучше использовать. Чем лепка на станке отличается от лепки на столе и в руках. Как делать папье-маше с формы из глины или из пластилина на станке. Способы снятия папье-маше с формы сделанной на станке.  Попутно обсуждали вопрос насколько это можно делать с детьми и все пришли к единогласному мнению, что детям это очень понравиться, и они освоят процесс очень быстро. В это время в нашей мастерской появился Михаил Михайлович Грачев, наш второй педагог по прошлым семинарам, который вместе с Марией Александровной помогал нам постигать азы скульптуры, открывал небольшие секреты и подсказывал как лучше лепить в разных случаях.

25 и 26 января 2013 года прошли заключительные занятия семинара для руководителей детских кукольных коллективов московской области в Московском музее «Дом Бурганова».

Первый день занятий был посвящен знакомству с основами лепки  классической головы человека. Это необходимые знания для любого  педагога, начинающего лепить или вырезать, головы для кукол. Кто будет наш герой? Взрослый или ребенок, мужчина или женщина – головы этих кукол будут состоять из одних и тех же элементов: глаза, подбородок, нос, рот, щеки, уши. Как эти части расположены на голове, как они располагаются в отноше6нии друг к другу, из каких элементов состоят?

Все этапы лепки головы Мария Александровна объяснила, иллюстрируя рисунками на листе ватмана. С чего мы начинаем? Лепим шар – это будущая голова и сажаем его на станок для лепки, для более удобной работы. Можно взять небольшую бутылочку с водой (для устойчивости) и работать на ней. Добавляем ниже головы цилиндр - это будет   шея. Уменьшаем шар по бокам, где виски, добавляем затылочную часть и наносим разметку – вертикальные и горизонтальные линии. Горизонтальные линии определяют местоположение глаз, носа, рта, края волос. Вертикальные линии определяют размер глаз, рта, ушей.

Далее, мы переходим к лепке отдельных деталей головы. Определив место и размер глаза, мы на этом месте делаем углубление и лепим небольшой шарик. Вставляем его в глазницу и  прикрываем верхним и нижним веком, в виде тоненьких полосок пластилина. Далее переходим к надбровным дугам, бровям. Как в детстве, лепим небольшие колбаски, прикладываем на место и там соединяем с формой головы. Так мы продолжаем делать остальные части лица. Параллельно, объясняя изготовление элементов, Мария Александровна говорила об изменении изображения характера человека, его возраста с изменением лепки элементов лица. Как и чем это достигается и как выполняется.

Второй день занятий был посвящен знакомству с правилами и навыками вырезания формы из пеноплекса. Его проводил скульптор музея Михаил Михайлович Грачев. Все началось с рисунка эскиза простейшей головы куклы в виде шара, усеченного по лицу, и шеей в виде цилиндра. Изготовив эскиз в фас и профиль, мы нанесли на него центральные оси горизонтально и вертикально с пересечением в центре и вырезали.  На блок нанесли разметку, сетку координат по всем сторонам, с пересечением и центральной точкой на каждой плоскости. После этого в эту сетку вписали вырезанный эскиз, соединив центральные точки.

Далее, как каменотесы древнего Египта, наносим контур эскиза куклы анфас на противоположные стороны лицевой и затылочной плоскостей, а фас на другие противоположные стороны. И начинаем, как Микеланджело, удалять все лишнее. Вначале вырезаем шею куклы, делая надпилы до основания  головы куклы в виде креста. Подрезав с лицевой и боковой стороны, убираем ненужное. И продолжаем это делать по всем сторонам, согласно нанесенному эскизу. В какой - то момент у нас не будет эскиза в профиль за счет срезания  углов, но мы, в соответствии с центральной точкой, восстанавливаем рисунок. Заключительный этап – срезание полученных углов макетным ножом и ошкуривание формы.

Конечно, под руководством опытных педагогов, все кажется очень простым и легким и довольно быстро получается. Для того, чтобы эти знания стали навыками нужны еще многократные повторения. И мы думаем, что еще и еще раз будем возвращаться к этой теме. Потому что, такие знания очень облегчать нашу работу и ускорят процесс изготовления кукол.