Wednesday, November 20, 2019
   
Text Size

Сценография кукольного театра

Дата проведения: 27 ноября 2012 года

Место проведения: Государственный академический центральный театр кукол им. С. В. Образцова

Программа семинара

Раздел 1: Понятие зрительного образа кукольного спектакля

 - что такое сценография

 - специфика театра кукол

Раздел 2: Основные элементы сценического пространства, необходимые для создания зрительного образа кукольного спектакля

- сценическая площадка кукольного спектакля

- разнообразные виды ширм

- декорации и бутафория в кукольном спектакле

- куклы

- костюмы актеров

Раздел 3: Примеры решения сценического пространства из опыта и постановок ведущих художников ГАЦТК им. С. Образцова: Т. Александровой, Валентина Андриевича и В. Тереховой

- первые спектакли театра

- творчество художника Т. Александровой

- творчество художника В. Андриевича

- творчество художника В. Тереховой

Раздел 4: Изучение материалов музея театра:

 - эскизы декораций и кукол

 - куклы к спектаклям

Семинар ведет художник ГАЦТК им. С. Образцова  Евгения Леонидовна Шахотько.

Cеминар в ГАЦТК имени Сергея Владимировича Образцова посвящен теме сценографии театра кукол. Этот театр был выбран не случайно, так как в нем есть прекрасный и единственный в своем роде музей театра кукол, замечательная библиотека и яркая творческая история, составляющая гордость не только этого театра, но и театра кукол России.

Семинар вела художник - постановщик театра - Евгения Леонидовна Шахотько. В этот день в театре было радостное известие – спектакль «Спеговик», где Евгения Владимировна была художником – постановщиком, выдвинут на конкур «Золотая маска» как лучшая работа художника. Этот спектакль наши руководители просмотрели в прошлом году на VI  Международном фестивале театров кукол имени Сергея Образцова.

Первая встреча была посвящена двум замечательным художникам - Владимиру Андриевичу и Борису Тузлукову, работавшим в театре с 1930 по 1970 годы. В работе семинара принимали участие старейшие сотрудники театра кукол: Алена Дмитриевна Шигаева – художник – бутафор, много лет проработавшая с этими художниками; Наталья Андреевна Кострова – главный хранитель музея театра. Беседа о творчестве художников дополнялась рассказами участников этих событий. Алена Дмитриевна рассказывала о работе над декорациями и куклами, а Наталья Андреевна о том, как ставились и игрались спектакли, об актерах, участвующих в них. Творчество этих художников во многом послужило развитию сценографии и становлению ее как отдельного раздела искусства театра кукол.

Сценография театра кукол включает в себя не только декорации, костюмы актеров – то, что называется «зрительным образом спектакля», но и  главных действующих лиц – кукол. Интересно смотреть по эскизам и рабочим зарисовкам как шел поиск решения, от первых набросков до последних. Как художники искали и прорисовывали мелкие детали, какие ставили перед собой задачи, и как много было разнообразных вариантов в их решении. Сегодня, зная конечный вариант многих работ, понимаем, какой труд вложен в каждый спектакль.

Были рассмотрены спектакли, которые стали творческими этапами в работе театра: «Буратино», «Необыкновенный концерт», «Соломенная шляпка»,  «Маугли», «Король – олень», «2-0 в нашу пользу», «Под шорох твоих ресниц», «Чертова мельница». Участники семинара не только смотрели эскизы декораций и кукол, но и могли посмотреть, подержать в руках кукол из этих спектаклей, принесенных из хранилища. Куклы, которым больше 40-50 лет и сегодня смотрятся современно. Талант и мастерство, вложенные в этих кукол, сделали их очень легкими, удобными и очень выразительными.  Смотрели на эскизах, а потом на готовых куклах, многообразие гопидов, придуманных для конкретной куклы, в зависимости от ее будущих движений в роли. Интересно было смотреть кукол из восстановленных спектаклей, не всегда сохранявших задумки художников, и как это отражалось на потере выразительности.

Интересными были рассказы, как шел поиск новых материалов в изготовлении кукол и декораций. К сожалению, некоторые удачные в первое время куклы, плохо сохранились и до нас дошли только рассказы.  Или наоборот, пример «Необыкновенного концерта», сохраняющегося в репертуаре театра не один десяток лет. Каждый новый вариант продолжал и улучшал предыдущие поиски и решения в изготовлении кукол.

Конечно, узнавая о работе таких мастеров, наши педагоги почерпнули для себя много новых знаний, расширили свой кругозор и в чем-то повысили свой профессионализм.